Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Приглашение
Написано: Мария ()
Дата: January 11, 2006 11:41PM

В рассылке для членов уже упоминавшейся здесь РАСП (Российской ассоциации студентов-психологов) появилось приглашение. Передаю всем желающим.

21 ноября 2002
четверг
16.00

докладчик
Владимир Петрович Зинченко
(доктор психологических наук, профессор, академик РАО)
«ЛИЧНОСТЬ:
МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ»

заседание секции
в конференц-зале факультета педагогики и психологии МПГУ
по адресу: м. Цветной бульвар, Малый Сухаревский пер., д. 6

Проезд до метро Цветной Бульвар или Сухаревская

Приглашаются все заинтересованные в обсуждении

Настройки: ОтветитьЦитировать
Дополнение
Написано: Мария ()
Дата: January 12, 2006 09:36AM

лекция проводится Российским психологическим обществом, секция "Развитие личности".

Настройки: ОтветитьЦитировать
Главный миф
Написано: Гудвин ()
Дата: November 15, 2002 08:13PM

это то, что личность существует. Никаких внятных доказательств существования того цельного психического образования, которое называется личность, мне не известно. Есть карта личности Платонова, есть попытки описывать личность через основные потребности, эмоции, направленность личности и т.п. , но это все отрывочные срезы. Цельной картины в настоящий момент, видимо, нет.
Если в докладе будет что-то, по существу, новое, то было бы интересно об этом услышать.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Вот как?
Написано: Yuri ()
Дата: January 14, 2006 08:18AM

В таком случае, а Вы - личность?

У Платонова есть работы, которые Вам стоило бы почитать для начала.

Платонов К.К. О системе психологии. М.,1972.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.,1986.
Платонов К.К., Адаскин Б.И. Об изучении и формировании личности учащегося. М.,1966.

Я думаю, что в них он достаточно основательно подошел к рассмотрению категории личности и эволюцию представлений на этот предмет.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Дополнение
Написано: Yuri ()
Дата: January 14, 2006 11:50AM

Еще, выдержка из одной моей работы

Прежде чем перейти к рассмотрению профессионально обусловленной структуры личности необходимо затронуть вопрос о разработке проблемы структуры личности в психологической науке (развитию направлений иссле-дования личности) и поиске адекватных ей методов формирования и разви-тия. В частности, мы рассмотрим, что понимается в психологии под лично-стью, приведем анализ ряда структурных теорий личности. Завершим свой обзор анализом и обоснованием динамической функциональной структуры личности, предложенной К.К. Платоновым [57], так как на основе ее была спроектирована профессионально обусловленная структура личности.
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский рассматривая становление понятия «личность» в психологии отмечают, что «личность – важнейшая среди ме-тапсихологических категорий (конечно, приведенное здесь определение рас-крывается в русле предлагаемой данными учеными-психологами категори-альной сетки психологических понятий – Ю.Т.). В ней оказываются интегри-рованы, к ней стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мо-тив, отношение, переживание, <…> проблема личности и сущности ее пси-хологических характеристик приобрела в России остроту и актуальность в 60 – 80-е годы XX века и породила оживленные дискуссии» [53; 223].
Важно также остановится на анализе ряда зарубежных концепций лич-ности. Так, например, Г. Айзенк определяет личность как более или менее по-стоянную организацию характера, темперамента, интеллекта и физического сложения, которая определяет его единственное приспособление к среде. Под личностью здесь понимаются не только психические, но и физические свойства. «И это вполне логично, - отмечает В.С. Мерлин, - так как физиче-ские свойства организма также служат приспособлению к среде» [46]. Р.Кеттелл тоже характеризует личность как систему или системы всех при-сущих человеку психических свойств. С этой точки зрения личностью явля-ется любой человек: нормальный и аномальный, душевно больной, преступ-ник, ребенок на первом году жизни. Б. Скиннер исходит из утверждения, что личность человека на 100% - результат научения, которое осуществляется по образу формирования навыков у животных, и функцию научения человека видит в наилучшем приспособлении к требованиям общества [46; 6-7].
В современной психологии под личностью понимают «систему взаи-мосвязанных, относительно устойчивых и постоянных свойств, которые от-личают одного человека от другого, группу людей от другой» [46; 9]. Взаим-ная связь свойств проявляется в том, что, зная какое-либо одно свойство лич-ности, мы можем предсказать другие его свойства. Относительная устойчи-вость и постоянство свойств личности проявляется в том, что одни и те же свойства присущи человеку на протяжении более или менее длительного от-резка жизни. Важен тот факт, что в психологии личность до сих пор тракту-ется по-разному: под личностью также понимают «устойчивую систему со-циально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества» [62; 178]; «системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [62],[63]; личность – «это человек как носитель сознания» [57; 47]. Обобщая данные определе-ния можно сформулировать следующее: личность – «психологическое ново-образование человека, возникающее в процесс активного взаимодействия с окружающим миром, отражения объективной реальности и самого себя» [25; 4]. При таком определении, основным критерием личности является выделе-ние своего «Я» из «не-Я».
Мы же будем понимать под личностью понимать «индивида как субъ-екта социальных отношений и активной деятельности, наделенного свойст-вами, качествами, способностями, позволяющими реализовать себя» [24; 26].
Как известно, личность является объектом изучения практически всех общественных наук, каждая из которых выделяет свой ракурс рассмотрения. В реальном же процессе образования (воспитания, обучения и развития) все-гда имеют дело с целостной личностью, а не с совокупностью ее аспектов. Для научного обоснования целостного воздействия на личность необходима формулировка некоторой теоретической модели личности, выявление ее ос-новных сторон и их взаимосвязи, иначе говоря, исследование структуры лич-ности, что позволяет найти адекватные методы ее формирования и развития.
В психологии советского периода особое внимание уделялось исследо-ванию комплексной структуры личности и являлось неотъемлемой состав-ляющей решения вопросов всесторонне развитой личности и комплексного подхода ее воспитания. Пик практических и теоретических изысканий по проблеме структуры личности приходится на рубеж 60–70-х годов и дли-тельно эта проблема рассматривалась как сугубо психологическая. Струк-турный подход в психологии стал актуальным в связи с тем, что существова-ло большое количество личностных качеств (число которых, как было уже тогда подсчитано, равнялось полутора тысячам, а то и больше), а также не-обходимостью преодоления так называемого «коллекционерского» подхода к личности, превращавший ее в некую емкость свойств, качеств и психологи-ческих характеристик. При «коллекционерской» ориентации на личность бы-стро выявились затруднения, связанные с переходом от общепсихологиче-ского понимания личности к рассмотрению проблем ее формирования в воз-растной и педагогической психологии и других прикладных отраслях психо-логической науки.
Следует также определиться с тем, что мы будем понимать под терми-ном «структура». Итак, структура (от лат. structura – взаиморасположение, строение) – «совокупность устойчивых связей между множеством компонен-тов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе. Представление о структуре предполагает рассмотрение объекта как системы» [66; 387]. Необходимо проанализировать также соотношение понятий «структура» и «система». Так, К.К. Платонов приводит три понимания взаи-модействия феноменов, обозначаемых терминами «система» и «структура»:
· первый подход, в рамках которого они понимаются как синони-мы;
· согласно второму, структура является свойством (даже атрибу-том) любой системы, как связь элементов, определяющая ее ор-ганизацию;
· согласно третьему, структура – реально существующее единство целого, его подструктур, элементов и их всесторонних связей, а система – это более или менее полное и точное ее познание [57; 130]. Этому понимаю К.К. Платонов отдает свое предпочтение.
При этом система может быть ошибочной, а структура – только непо-знанной или недостаточно полно познанной. «Такое их понимание, - говорит К.К. Платонов, - не только теоретически глубже, но и практически может лучше работать, опираясь на метод системно-структурного анализа» [57]. Иными словами, для психологической теории личности (как и вообще для психологии в целом) значительно более «работающим» является понимание структуры не как атрибута любой системы, а как объективно существующего взаимодействия реально существующего психического явления, взятое в це-лое (в частности, личности), а также реально существующих его подструк-тур, элементов и их всесторонних связей [55; 120].
В отечественной психологии велся активный поиск психологической структуры личности. Так, С.Л. Рубинштейна можно считать родоначальни-ком учения о структуре личности, хотя своего понимания структуры лично-сти он не оставил, но он четко наметил путь к ее пониманию. В целом же первым стал рассматривать структуру личности В.Н. Мясищев, но только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. Развал представления о структуре личности также и А.Г. Ковалев. Но ни В.Н Мясщиев, ни А.Г. Ковалев не дали достаточно полного определе-ния того, что надо понимать под структурой. Б.Г. Ананьев наиболее удачное понимание структуры видел в переходе «от психических процессов к психи-ческим состояниям и от них к психическим свойствам личности» [57; 124 – 126].
Как отмечает И.Э. Бекешкина [9], прелагаемые психологические струк-туры личности строились на разных основаниях:
· как совокупность свойств, качеств и черт личности (А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин и др.);
· по степени соотношения биологического и социального (А.А. Зворыкин, К.К. Платонов и др);
· в соотношении общечеловеческого , социально-специфического и индивидуального (Б.Д. Парыгин и др.).
Общетеоретические модели структуры личности пока таковы, что они еще не могут быть непосредственно наложены на модели структур деятель-ности. Наиболее отвечающей требованиям практики может быть принята ди-намическая функциональная структура личности (К.К. Платонов [55],[57]). Надо сказать, что К.К. Платонова критиковали за структурный подход к личности: так, К.А. Абульханова-Славская утверждала, что «попытки чисто структурного подхода к личности, статические методы ее познания сегодня все более обнаруживают свою неудовлетворительность; они не могут дать ответа на основной вопрос – вопрос о развитии личности» [2; 19]. А также Л.И. Анцыферова говорит о том, что «психологов уже давно не удовлетворя-ют представления о структуре личности как о сочетании направленности личности с ее способностями, характером и темпераментом» [6; 6]. В реаль-ной действительности существует два вида структур: статическая и динами-ческая. Динамическую характеризует развитие во времени, изменение соста-ва входящих в нее компонентов и связей между ними при сохранении функ-ции. Таким образом, динамичность структуры личности неразрывно связана с иерархией ее уровней, что определяет закономерности развития личности и особенно ее формирования (см. Приложение 1). Отсюда, критика в адрес данной концепции не выдерживает контраргументов. Понятие «структура», по словам К.К. Платонова, может и должно применяться к личности в его прямом смысле – как единство элементов, их связей и целого. Но поскольку здесь речь идет о взаимосвязи не материальных, а функциональных свойств и качеств личности, то полезно напомнить, что речь идет о функциональной структуре личности.
Концепция динамической функциональной структуры личности за це-лое берет личность, т.е. человека как носителя сознания и как одну из двух подструктур человека, взятого за еще более широкое целое (другая подструк-тура – организм). Элементами структуры личности он считает, как известно, ее свойства – черты личности . В структуре целостной личности К.К. Пла-тонов выделяет четыре подструктуры, представляющие собой взаимосвязан-ные стороны личности. Это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Критерия-ми выделения 4-х подструктур были следующие положения:
· отношение биологического и социального, врожденного (но не обязательно наследственного) и приобретенного, процессуально-го и содержательного (именно этот критерий определяет как раз-личение, так и последовательность подструктур);
· внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из под-структур (по этому же критерию выделяют свои подструктуры В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, Б.Г. Ананьев);
· каждая из подструктур имеет свой особый, основной для нее, вид формирования;
· объективно существующая иерархическая зависимость подструк-тур (различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них, но каузальные связи субординации более отчетливо выражены во взаимодейст-вии различных подструктур, чем внутри каждой одной подструк-туры, при этом каузальная зависимость черт личности 1-й под-структуры от черт 2-й, и вместе – от черт 3-й, и их вместе – от черт 4-й выражена отчетливо и объективно);
· четыре подструктуры обобщают четыре этапа развития в совет-ской психологии учения о личности [см.:57; 134 – 136].
Эти пять критериев позволяют считать, что четыре выделенные под-структуры отражают объективную реальность и поэтому являются основны-ми подструктурами личности. В целом и на настоящий момент очень много критики в адрес рассматриваемой концепции личности, а в большей степени на то, что «общая структура личности интерпретируется главным образом как некая контаминация биологически и социально обусловленных ее осо-бенностей» и «такое структурирование было бы понятно, если бы речь шла о человеке как индивидуальности … но личность – субъект и продукт общест-венного развития, превратившего биологическую особь в творца историче-ского процесса, - явно не могла сохранять биологическую подструктуру, ря-доположенную подструктуре социальной» [53; 224]. Наша позиция такова, что присутствие двух сторон (биологической и социальной) необходимо, хо-тя в качествах личности трудно, по словам Н.И. Рейнвальд, «отделить в них биологически обусловленное от социально обусловленного» [67; 81]
Так или иначе, концепция динамической функциональной структуры личности привлекает ее теснейшая связь с практикой образования (воспита-ния, обучения и развития). Тем более, что в современной психологии нет единой, общепринятой теории личности (а это очень важно при исследова-нии индивидуально-психологических особенностей представителей различ-ных профессий, нужна единая концепция для этого). Концепция личности К.К. Платонова является «широко распространенной, обладает внутренней целостностью и упорядоченностью» [65].

Настройки: ОтветитьЦитировать
личность и другие
Написано: kje ()
Дата: November 16, 2002 12:02AM

Юрий (Уралец) сказал(а) :
>
> В таком случае, а Вы - личность?

А Гудвин и не личность, в обычном понимании этого слова.
Он чей-то виртуал.
%)))

Настройки: ОтветитьЦитировать
Личность за хвост не ухватишь, ее не видно.
Написано: Мария ()
Дата: January 16, 2006 08:29PM

Я уверена, что никакая личность не существует. Личность - это понятие, с помощью которого мы пробуем целостно описать и объяснить существование ряда психологических фактов, феноменов, явлений. Мы изобретаем различного рода критерии, по которым мы относим эти факты к разряду личностных. в каждой теории личности эти критерии свои, отсюда и различность в понимании, что такое личность. Критерии личностности каждый автор задает практически произвольно.
Личность - это гипотетический конструкт. Даю определение. "Гипотетический конструкт - это термин для обозначения некого идеального (мыслимого, в отличие от реального или эмпирически данного) объекта, придуманного исследователем для облегчения понимания, объяснения и предскахания фиксируемых в опыте фактов и явлений" (Гришин В. В. Экспериментальная психология. Методические рекомендации. - Тюмень, 1996).

Настройки: ОтветитьЦитировать
О развитии психологии
Написано: Олег ()
Дата: November 16, 2002 09:43PM

Дорогие друзья! Если это может быть новостью, то я рад сообщить, что наша наука движется по пути укрупнения категорий. Например: рефлекс (элементарные ощущения) - поведение - психика - деятельность и т.д. И вообще, еще Лурия писал, что даже в случае обширного поражения мозга личность больного не исчезает. Вот winking smiley

Настройки: ОтветитьЦитировать
Существует то, что мы называем личностью
Написано: Yuri ()
Дата: January 17, 2006 06:11AM

Да, согласен. Личность - это теоретический конструкт, который позволяет нам работать с реальными феноменами. Она объективно существует, независимо от нас - от того что мы знаем или еще пока нет.
Вот.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Во преки представлениям А.Н. Леонтьева
Написано: Yuri ()
Дата: November 16, 2002 10:14PM

который считал (мечтал), что психология будет развиваться в ствол, а не в куст - как сейчас. Кстати, в феврале 100 лет со дня рождения. На Флогистоне вообще что-то планируется по этому поводу? Я знаю, что в Челябинске будет конференция проходить "Научное наследие А.Н. Леонтьева и современная психология". Организаторы: Чел. отдел. РАО

Настройки: ОтветитьЦитировать
В обчном понимании ...
Написано: Yuri ()
Дата: November 16, 2002 10:16PM

это в каком? от психологии или в житейском?
Да, есть какой-то носитель этой "виртуальной личности" или я ошибаюсь?

Настройки: ОтветитьЦитировать
Платонов и Шмелев
Написано: Гудвин ()
Дата: January 17, 2006 03:33PM

Читали ли Вы мнение А.Г. Шмелева по поводу работ Платонова в книге "Психодиагностика личностных черт"?

Настройки: ОтветитьЦитировать
Внимательно прочитал. И что?(-)
Написано: Гудвин ()
Дата: November 17, 2002 09:55AM

.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Нужно ли это понимать,
Написано: Гудвин ()
Дата: January 17, 2006 08:22PM

что разговор переходит на личности?

Настройки: ОтветитьЦитировать
Личность
Написано: Гудвин ()
Дата: January 17, 2006 09:08PM

Я тоже представляю себе этот вопрос, примерно, как Вы. Личность, если она , действительно, существует, это всего лишь теоретический конструкт. Но теоречтические конструкты нужно очень точно определять. В теориях же личности нет точного определения даже черт личности, не говоря уже обо всем остальном.
Черты личности сейчас понимаются лишь в бытовом смысле. Именно поэтому , вероятно, прогноз поведения на основе черт личности дает кофф.корр. около 0.3. Это очень неприятный факт для тех, кто утверждает, что существует нечто цельное, называемое личностью.

Можно попытаться исходить из математических аналогий. Например, вектор записывается как столбец цифр (его координат). Под координатами можно подразумевать значения разных личностных черт. В разных системах координат (в разных ситуациях) эти числа совершенно непохожи. Но, например, длинна вектора (сумма квадратов координат) будет постоянна в любой системе координат. Есть ли у "личностного вектора" такие неизменные величины. Ответ может быть получен только при подобном подходе. Но до него еще очень далеко.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Нет, разговор не об этом...
Написано: Yuri ()
Дата: January 19, 2006 07:41PM

я же спрашиваю - Вы личность? Здесь подразумевается: либо "да", либо "нет" или ... Так, да или нет? И совсем это не переход на личности.

Был у нас курс "Клиническая психология", его читал один из лучших специалистов. Вопрос взял из этого курса smiling smiley

Настройки: ОтветитьЦитировать
То, что этим я хотел сказать ...
Написано: Yuri ()
Дата: January 20, 2006 07:18AM

повторяю еще раз, независимо от того, что мы сейчас знаем о личности в каких понятиях ее описываем, вообще как к ней подходим, как ее мыслим - она реально существует.
Как я понимаю, разговор нужно перевести в русло крической оценики существующих подходов к изучению личности, построению каких-либо теории и прочее. Критика к нашему способу познания данного феномена, но не как занятие в провлении сомнений по поводу ее существования.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Поясните, что хотите всем этим сказать?
Написано: Yuri ()
Дата: January 20, 2006 07:22AM

Гудвин сказал(а) :
>
> Но теоречтические конструкты
> нужно очень точно определять. В теориях же личности нет
> точного определения даже черт личности, не говоря уже обо
> всем остальном.
- В каких именно?
> Черты личности сейчас понимаются лишь в бытовом смысле.
> Именно поэтому , вероятно, прогноз поведения на основе черт
> личности дает кофф.корр. около 0.3. Это очень неприятный факт
> для тех, кто утверждает, что существует нечто цельное,
> называемое личностью.
- Это неприятный факт для сторонников теории черт ... и все

Настройки: ОтветитьЦитировать
Читали...
Написано: Yuri ()
Дата: January 20, 2006 07:26AM

Платонова и при жизни и после уже его смерти критикуют и критикуют, а за скобками остается зерно его подхода к личности, его подход развиваетсяи и он продуктивен, в частности он был взят за основу проектирования профессионально обусловленной структуры личности.

А Шмелев уже со студ. лет занимается тем, о чем пишет. Мне кажется прогресса никакого. Мало того, в этой книге куча орфографических ошибок (надеюсь не вина автора).

Настройки: ОтветитьЦитировать
Определения.
Написано: Гудвин ()
Дата: January 20, 2006 04:22PM

В любой теории личности используются названия черт, которые не определяются. В лучшем случае, приводится ряд синонимов и тест на эти черты. Например, в В5 есть такая черта, как дружелюбие. Конечно, все понимают, что это такое, но каждый, наверное, понимает чуть-чуть по своему. Отсюда все недоразумения - из отсутствия строгих определений.

Настройки: ОтветитьЦитировать
Правды о цветах нет ...
Написано: Yuri ()
Дата: January 21, 2006 09:08PM

есть наука - ботаника (В. Школовский)

Мне кажется, что разговор получается по типу: кто о чем, а немытый о бане. Мы говорим о разных вещах

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss