RE: Очень интересно
Дата: November 17, 2005 04:32AM
<HTML>У меня пока нет стройной теории с доказательствами, как должен происходить обмен научением между ребёнком и взрослым. Есть лишь частные наблюдения, которые хочется собрать и попробовать систематизировать.
Например, я наблюдаю следующее:
1. Моему сыну 2 года. Он осваивает различные навыки : кубики, шнурки на ботинках, ложку за обедом и всё прочее. И если он с чем-то «застрял» и не справляется, он приходит с этим ко мне и
легко признаёт : « я не могу! Помоги!». (Помогаю и учу)
2.В четыре года учимся читать. Если у него нет настроения, он начинает приводить «убедительные» доводы, почему этого не надо делать сейчас («устал», «хочу спать», «не нравится», и даже «я уже это умею»). Как взрослый, я легко справляюсь с его «доводами» и способна убедить ребёнка, что читать он ещё, всё же, не может , уметь читать НАДО, и НАДО этому учиться (все мои убеждения , через игру и сказки, соответствуют уровню его понимания). (Помогаю и учу)
3. 16 лет. Подростковый возраст. Любит математику. Увлекается высшими областями. Иногда «застревает». На мои вопросы достаточно ли прилагает своих сил, чтобы решить задачу, начинает искать причины вне : учебников хороших нет, учителя не такие, методики преподавания не те.
Мне приходится прилагать гораздо больше сил, времени, ума, логических доводов (гораздо более сложных, чем при «пользе чтения»), чтобы показать сыну, что проблема не « вне», а проблема -в нём. И уходит на это не один день, а месяцы и годы, чтобы шаг за шагом на новом витке социализации научить его понимать, что в жизни очень важно уметь признаться себе: «Я этого не умею, Я что-то не так делаю» и от этой внутренней установки принимать решения и действовать в достижении своей цели. (Помогаю разобраться, но выводы делает сам)
4. Для меня очевиден круг в процессе познания мира человеком. Но не просто круг, а спираль.
В два года ребёнок легко признаёт : «Я не умею» и идёт за помощью. А в 16 лет этому все ещё надо учить, но на на более высоком ,социальном уровне, что проблема может быть в тебе самом и нечего винить окружающих.
Мой ребёнок «научил» меня : и если у меня возникает проблема, я тоже начинаю спрашивать себя, - а не в тебе ли проблема? На это признание нужно, оказывается, определённое мужество!
Я не говорю, что в нашей повседневной жизни мы так НЕ поступаем. Но сколько в нас, взрослых, комплексов, которые мы переносим на детей, начиная обучать их нашей «взрослой», социальной жизни! И как трудно нам «умным» разглядеть истину двухлетнего ребёнка : «Это Я не могу»!
(Сказку про голого короля помните?)
Вот эту чистоту их поведения мне и хочется распознать. Может звучит банально, но мне помогает во многих собственных проблемах.</HTML>