Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Психологический форум на Флогистоне : 
Благодарность и результаты исследования
Написано: Лизавета ()
Дата: June 20, 2007 08:36PM

Здравствуйте, уважаемые посетители форума! Благодарю всех, кто откликнулся - принял участие в исследовании профессиональной идентичности и "эмоционального выгорания" психологов, помог разобраться в методах статистической обработки данных, просто поддержал.

Хочу поделиться результатами исследования:


Гипотеза исследования состояла в следующем:

1.Высокий уровень «выгорания» психолога взаимосвязан с особенностями его профессиональной идентичности: низким уровнем конгруэнтности, высокой выраженностью качеств группы «инициативность», низкой выраженностью качеств группы «гуманность». Существуют также статистически значимые связи отдельных симптомов «выгорания» и характеристик профессиональной идентичности.
2. Высокий уровень «выгорания» взаимосвязан с психологически неблагоприятными средовыми факторами профессиональной деятельности психологов.

Исследование проводилось в 2 этапа: на первом этапе было проведено пилотажное исследование профидентичности студентов-психологов, которое позволило опробовать разработанную методику, на втором исследование проводилось на выборке психологов с опытом работы (к сожалению, выборка составила всего лишь 10 человек, и это главный недостаток работы) и включало исследование "эмоционального выгорания".

Сравнение результатов, полученных на выборке психологов с опытом работы и студентах-психологах, показало, что есть существенные различия в наборе качеств, выделенных в образе «Я-профессионал»: практикующие психологи в 4 раза чаще выделяют специфические профессиональные качества и их представления более дифференцированы и разнообразны по сравнению со студентами. Несмотря на эти различия основные категории качеств у психологов и студентов схожи: в группе «инициативность» это категории «интеллект», «осведомленность», «коммуникативная компетентность», «самопрезентация», «рабочие качества» (неспецифические качества и профессиональные навыки), «поведение в трудных жизненных и профессиональных ситуациях», «профессиональный опыт», «личность и психологическое здоровье», «открытость новому опыту»; в группе «гуманность» это категории «духовное развитие», «ценные человеческие качества» и «отношение к людям».

Корреляционное исследование взаимосвязи «эмоционального выгорания» и профессиональной идентичности показало, что общий уровень «выгорания» напрямую никак не связан с такими характеристиками как выраженность качеств «инициативность» и «гуманность», уровень личностной конгруэнтности. Взаимосвязь рассматриваемых явлений сложнее: отдельные симптомы «выгорания» в большей или меньшей степени связаны с этими характеристиками:
• симптом «эмоционально-нравственная дезориентация» (фаза резистенции) коррелирует с «гуманностью» (r=+0,76 при p≤0,05): чем более выражена составляющая «гуманность» в «образе Я» психолога, тем больше проявляется эмоционально-нравственная дезориентация как концептуализация своего поведения по отношению к клиентам, поиск объяснений возможному неуспешному результату своей профессиональной деятельности.
Уровень корреляции других симптомов с характеристиками не позволяет говорить о статистической значимости этих связей, однако представляется важным для дальнейшего исследования:
• Симптом «редукция профессиональных обязанностей» (фаза резистенции) отрицательно коррелирует с выраженностью качеств группы «гуманность» (r=-0,45): чем более выражены качества «гуманность» в «образе Я» психолога, тем меньше он склонен сокращать свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат.
• Симптом «эмоциональный дефицит» (фаза истощения) отрицательно коррелирует с выраженностью качеств группы «инициативность» (r=-0,47). Высокая выраженность в «образе Я» качеств группы «инициативность» отрицательно связана с проявлением эмоционального дефицита, выражающегося в ощущении профессионалом невозможности оказать необходимые понимание, внимание и сочувствие. Другими словами, «инициативность» выступает в качестве структуры, компенсирующей недостаточную эмоциональную отдачу.
• Симптом «личностная отстраненность» (фаза истощения) отрицательно коррелирует с выраженностью качеств группы «гуманность» (r=-0,47) и уровнем личностной конгруэнтности (r=-0,57). Означает это то, что чем более выражены качества «гуманности» и более личностно конгруэнтен психолог, тем меньше он склонен к отчуждению, личностной отстраненности как механизму защиты от эмоционально-напряженной деятельности.
Характеристики профессиональной идентичности связаны лишь с симптомами таких фаз «выгорания» как «резистенция» и «истощение». Связей с симптомами фазы «напряжение» выявлено не было, это может быть связано с тем, что симптомы первой фазы «выгорания» являются скорее неспецифическими, отражают присутствие стрессового состояния, и не затрагивают сферу профессиональной идентичности.

Анализ рассказов «Я и мой профессиональный путь», написанных психологами с высоким уровнем «выгорания» позволил выявить психологически неблагоприятные факторы их профессиональной деятельности:
1. неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
2. высокий уровень ее эмоциональной напряженности
3. ответственность профессионала за результат при недостаточно четких критериях успешности
4. отсутствие признания профессионального сообщества
5. работа с трудным контингентом клиентов.

Буду рада обсудить полученные результаты.

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss