RE: Классика
Дата: February 11, 2005 07:32PM
<HTML>Здравствуйте, Григорий!
Да, мне это тоже интересно.
Насчет деления "клиента" заметил ещё Виктор Франкл, т.е. то, что к психологу обращаются с вопросами, с которыми раньше приходили к священнику. Предмет "Православная психология", по-моему, в каких-то духовный институтах существует. По этому поводу у нас кто-то заметил, мол, если психологию начинают делить, писать с оговорками-приставками, то это уже не психология. Я с этим не согласен. Мне кажется, что, в церкви накоплен уникальный опыт, знание внутреннего мира человека. И как раз это знание несравнимо с "ортодоксами" от психологии, исследующие оторванные от человека феномены восприятия и т.д. (смотри нашу дискуссию о теории и практике в психологии, недавно). Мне трудно говорить о богословах, но те священники, кто непосредственно общается с прихожанами, несомненно, накопили огромный опыт и свое "психотехники". Взять хотя бы исповедь, и опрокинуть на этот процесс наши дискуссии о "профессиональном выгорании психолога", ведь священник тоже оказывается в ситуации, когда он воспринимает и переживает человеческое горе, отрицательные эмоции. То есть не тоже, а именно в институте церкви это практиковалось веками. Кстати, о внимании к психологии у духовных лиц можно говорить по тому, что книги и выступления Роджерса находили отклик и интерес у этой аудитории. Да, и кроме того, мое личное убеждение, что в Православии существуют определенные "техники" (не очень приемлимое слово!), подходы, связанные с положительным развитием человека, которые оправданы и понятны психологу.
С уважением, Олег.
P.S. Если Вы поделитесь своими материалами и мыслями, Григорий, буду Вам очень признателен.</HTML>