Архив психологического форума на "Флогистоне"

Вы просматриваете архив "психологического форума" за 2002-2008 год. Форум закрыт для написания в него новых записей. Новый форум - здесь.

Форум любителей факультета психологии МГУ : 
Психологическая революция
Написано: cccp1917 ()
Дата: December 05, 2002 07:33PM


МАНИФЕСТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

. В практике психологической помощи и психотерапии уже давно сложились два тупиковых и методологически порочных способа работы, которые нередко приносят жизненный вред не только людям, приходящих к психологам за помощью, но и самим психологам. Первый из них, который следует назвать частно-методическим, заключается в том, что один частный метод, не затрагивающий сути жизни человека и сути его жизненных проблем, - объявляется единственно верным, всемогущим, правильным.
Так, например, произошло с психоанализом на Западе, где не только психотерапия, но и всё общественное сознание, – гуманитарные науки, литература, кино, изобразительное искусство - пропитаны гнилым веществом извращённой и противоестественной психопатологии, которой в действительной жизни людей нет места, место которой – только в закрытых, тяжёлых отделениях психиатрических больниц. Фрейд и его последователи, как известно, патологизировали психику человека, и поэтому психоанализ как метод психотерапии не может не патологизировать психику человека, пришедшего за помощью к психоаналитику. Это и происходит в практике психоанализа на самом деле в широчайших, мировых масштабах, в масштабах искусственной популярности и распространённости психоанализа. И психика людей на Западе, и общественное сознание заражены психопатологией, источником которой является сам психоанализ, а возбудителями, проводниками и носителями этой социально-психологической пандемии являются психоаналитики.
Другие примеры частно-методического заблуждения профессиональной психологической практики – это абсолютизация нейролингвистического программирования как единственного «самого-самого» правильного метода психологической помощи, размножение центров НЛП и т.п. То же – с гештальтпсихотерапией, то же, – с такой патологически растлевающей «психотерапией», как «телесно-ориентированная психотерапия». То же - с «гуманистической психотерапией Карла Роджерса», и т.д., и т.д. Все эти частные методы, повторяем, не только не дают человеку реальной жизненной психологической помощи, но, во множестве случаев, утяжеляют его жизненные проблемы, усугубляют их безысходностью, ложными «завихрениями» сознания. Они глубоко травмируют человека, патологизируют его жизнь и психику.
Естественной, но профессионально бессильной реакцией психологической практики на абсолютизацию частных методов и психологических школ явился эклектический подход. Его суть заключается в том, что, якобы, необходимо применять не один, а все эти частные методы, - в зависимости от каждого конкретного пациента и его проблем выбирая как основной один из этих методов, либо, – применять разные методы на одном курсе психотерапии, пытаясь достичь их сочетанного, объединённого эффекта. Психотерапевтическая эклектика вообще, - это неосмысленная практика способом проб и ошибок, она подобна мешку, в который свалено «всё, что есть», мешку, в котором немало мусора и помоев. Содержимое этого мешка вываливается в душу и в жизнь страдающих людей, приходящих за помощью к психологу и психотерапевту. В отличие от одного частно-методического заблуждения, эклектический подход собирает в себе множество таких заблуждений, - и неизвестно, какой из этих подходов приносит больше вреда людям, обращающимся за помощью к психологам.
Специальные исследования описанного положения в психологической практике полностью подтверждаются статистическими исследованиями.

Так, показано и доказано, что 100% психологов-практиков не знают, какими именно методами и методиками необходимо пользоваться для достижения нужных результатов в психологической помощи людям. Психологи-практики сами беспомощны в своих попытках помочь тяжело страдающим людям, и это приводит к тому, что большинство психологов страдают жизненным дискомфортом, жизненной тревожностью, сами тяжело невротизированы. – См. Бондаренко А.Ф.. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. // Московский психотерапевтичесий журнал. 1993 г., №1.
В психологической и психотерапевтической помощи в современном обществе объективно нуждается подавляющее большинство людей. Так, 87% населения в промышленно развитых странах страдают нервно-психическими расстройствами разной степени тяжести. Однако эти люди, обращаясь за профессиональной помощью, попадают в область невежественного шарлатанства, становятся жертвами психопатов и мошенников. Специальные исследования показывают, что, например, в Москве, во многомиллионном современном городе, люди, обращающиеся за психологической помощью, в 60 % случаев попадают не к специалистам, а к мошенникам, не имеющим ни психологического, ни медицинского образования. Прослышав о «высоких заработках» психологов, они объявляют себя врачами, колдунами и колдуньями, магами, экстрасенсами и т.п. Еще в 30 % случаев люди попадают к таки же мошенникам, но психически больным мошенникам, причём, нередко, – к социально опасным психопатам.
Среди оставшихся 10 % лиц, подвизающихся в сфере психологической помощи и психотерапии, 7% имеют профессиональное психологическое или медицинское образование, но, разочаровавшись в своих возможностях и в своей профессии, запутавшись в дебрях эклектики либо частных методов, - опускают руки и опускаются сами до уголовно наказуемого мошенничества. Они наукообразно нарекают себя «врачами-энерготерапевтами», «врачами-экстрасенсами», «магами-психологами», «магистрами оккультных наук», и присоединяются, таким образом, к той уголовной преступности в области психологической помощи и психотерапии, о которой речь шла выше. Таким образом, они составляют вместе с первыми двумя мошенническими группами 97% (!) от всех лиц, занимающихся «оказанием» психологической помощи и психотерапии.
Оставшиеся 3% практических психологов и психотерапевтов, - маленький чистый островок в зловонном болоте уголовного невежественного шарлатанства. Это психологи, которые ещё пытаются работать честно и профессионально, не опускаясь до продажной, вредной и опасной практики обмана, практики манипулирования психикой несчастных, страдающих и больных людей.

Однако в настоящее время уже достаточно определился и истинный путь. Это путь истинной, жизненной гуманной психологической практики. Это человечный и высокопрофессиональный путь, который практически доказал свою мощь и свои возможности. За ним - будущее.
Это тот путь, то направление, которое принято называть «гуманистической психологией и психотерапией». Это единственный путь, действительно выводящий науку и практику психологической помощи из дебрей и болота эклектических и частно-методических заблуждений.
Вступая на этот путь, мы должны прежде всего отвергнуть те «мутные воды», которые на Западе объявляются тоже «гуманистическими течениями», и которые мы легко узнаем по их мутным же названиям: «терапия, центрированная на

клиенте», и «индирективная психотерапия». Суть этой мути – «центрированной на клиенте», - сводится к бессильно-слабоумному методическому принципу: «говорить с клиентом только о нем, о его проблемах, о его индивидуальной личной жизни». Примитивизм здесь очевиден: одними разговорами о пациенте ему не поможешь, - он нуждается в действенной, жизненной психологической помощи.
Суть «индирективной психотерапии» К.Роджерса, весьма популярной в своё время, - бегство психолога и от действительной помощи пациенту, и от ответственности: ничего не советовать и не рекомендовать человеку, пришедшему за помощью, при этом откровенничать о самом себе в разговорах о жизненных проблемах и душевных страданиях пациента, втереться таким образом к нему в доверие, - и эти «индирективные» разговоры якобы станут для пациента «живительной влагой», которая утолит его жажду и даст возможность ему «вырасти», как вырастает полузасохший цветок после полива (пациент при этом будет долго платить за доверительные разговоры, - комментарий наш, - В.Е.). Это фермерская «методология» (К.Роджерс – бывший фермер).
Основы гуманистической психологии и психотерапии, страстные призывы к человечности и к гуманизму, к жизненной помощи живым, конкретным людям связаны с другими именами: Г. Оллпорт, Жан Политцер (психолог, действительно боровшийся за человечность и против бесчеловечности в Сопротивлении), Г.А.Мюррей, В.Франкл (спасший множество людей от смерти в фашистском концлагере, куда он пошёл сам, по своей воле), Г.А.Маслоу. Две последних из перечисленных гуманистических психологов вывели гуманистическую психологию на путь практических и удивительных результатов, - таких, что один из известных американских хирургов с энтузиазмом написал: «Я верю, что будущее медицины, включая и хирургию, - это психологическая медицина».
Это тот путь, на который звал Л.С.Выготский, противопоставляя «глубинной психологии» Фрейда «вершинную психотерапию», этот тот путь человечной психологической практики, по которому шли русские врачи Яроцкий и Мудров, нейрофизиологи И.М.Сеченов и А.А.Ухтомский, тот путь, который прокладывала советская психотерапия, - человечная, бескорыстная и непродажная, высокая и истинно глубокая (В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, В.Е.Рожнов), «личностно реконструктивная патогенетическая психотерапия» (Б.Д.Карвассарский).
Суть гуманистической психологической науки и практики проста и ясна. Она светится истиной. Человек был создан биологической и социальной эволюцией человечным. Бескорыстная взаимопомощь, бескорыстный альтруизм и нравственность («moral sense»), - это главный путь и главный фактор эволюции человека (Ч.Дарвин. «Происхождение человека и половой отбор», П.А.Кропоткин. «Взаимопомощь как фактор эволюции», В.П.Эфроимсон. «Этика с позиций эволюционной генетики» и мн. др.). Любой и каждый человек должен стать и быть в своей жизни человечным. «Бесчеловечный человек» - это и жизненная, и логическая, противоестественная бессмыслица, - такая, как, например, «несолнечное Солнце» или «недеревянное дерево». Любые проявления эгоизма и бесчеловечности противоестественны, они – извращение всех достижений эволюции жизни на Земле, сути и эволюции человека и человечества. Они противоположны по своей сути естественной эволюции и естественному онтогенезу, и как таковые, антиэволюционны. Их нельзя даже назвать регрессом, деградацией, в результате которой появляются биологические и социальные паразиты (вирусы, глисты, господа бизнесмены, бизнес-леди и пр, и пр.), Их нельзя называть обратным развитием, инволюцией, поскольку они не «обратны»,


а противоположны эволюции. Vera rerum vocabula эгоизма и бесчеловечности – вырождение, дегенератизм.
Бесчеловечных человекоподобных нельзя называть людьми. Это значило бы – расстаться со смыслов слов. Они - нелюди, дегенераты, выродки. Они смертельно опасны и убийственны, губительны для каждого человека и человечества. Это более чем убедительно показывает вся история человечества. Это показал фашизм бесчеловечных «сверхчеловеков», уничтоживший за 13 лет 56 миллионов людей, из них только в концлагерях – 4 миллиона детей. Губительный для человечества эгоизм, дегенератизм, в фашистских замыслах грозил немедленным уничтожением полутора миллиардам людей, - и они были бы уничтожены, если бы сам фашизм не был разгромлен в Великой Отечественной войне великим и человечным Советским народом и Советским Союзом.
В XX веке бесчеловечностью было уничтожено больше людей, чем за всю предыдущую историю человечества. Это уничтожение продолжается и сейчас,
масштабы и темпы его нарастают, - человечеству, всем нам, каждому из реально грозит гибель («не грозит» только страусоподобным с головой, спрятанной в песке личных дел). Человек гибнет в человеке, нарастает массовое уничтожение людей. Только в России ежегодно уничтожается по одному миллиону населения.

И психологическая практика, и жизнь, подтверждают простую, жизненную истину: эгоизм, бесчеловечность являются единственной причиной подавляющего большинства всех несчастий и страданий людей, их нравственной и физической смерти. Уже сама природа и естественная эволюция восстали против безнравственности, бесчеловечности, дегенератства, поражая их вирусом иммунодефицита человека.
Напротив, человечность – единственной и универсальное средство спасения людей от любой беды и горя, от любой опасности, от любых страданий и несчастий. «Только бездушье губит нас, лечит любовь и ласка».
Человечность, бескорыстная, нравственная помощь людям, - это путь и к счастью каждого человека, к его физическому, душевному, и социальному благополучию, путь к здоровью в полном и истинном смысле слова. «Дверь к счастью открывается не к себе, а от себя» (В.Франкл). «Исторический опыт учит, что наиболее счастливы те люди, которые сделали счастливыми наибольшее количество людей».
Таковы суть, смысл и идеология гуманистической психологии и гуманистической практики. Таковы суть и смысл человечной, человеческой жизни вообще.
«Никто ничего не может сделать помимо своих потребностей» (Ф.Энгельс). Потребности, желания, мотивы деятельности людей и нелюдей, – это первопричина любой деятельности, где бы и в каких бы масштабах она не разворачивалась. Это первопричина всего, что происходит в личной жизни, в труде, в экономике, политике, науке и искусстве. Они как закон определяют всё, что происходит в нашей жизни, определяют саму жизнь, которая и есть жизнедеятельность. Поэтому существенно изменить что-то в жизни людей, сделать жизнь людей и самих людей такими, какими они должны быть – человечными – возможно только в области их желаний и потребностей, в области мотивационной психологии, мотивационной психологической практики и психотерапии. Все другие пути и способы – экономические, политические, религиозные, - человечеством уже многократно испытаны в своей борьбе за человечность, - и многократно показали свою несостоятельность. Все они или иначе вырождались эгоизмом в бесчеловечную экономику, в бесчеловечную политику, в бесчеловечные религии (в «Огнём и

мечом», в костры инквизиции и крестовые походы, в «Убей неверного», в «Джихад».). И такая мотивационная психологическая наука и психологическая практика должны быть только человечными, гуманистическими. Другого пути к спасению от гибели, от эгоизма и бесчеловечности нет ни у каждого живого человека, ни у человечества. Спасение человека и человечности от эгоизма и бесчеловечности, - таково предназначение, призвание и исторический смысл человечной психологической практики и психотерапии, таковы призвание и долг гуманистических психологов.
Не только каждый психолог и психотерапевт, но и каждый, который ещё остаётся человеком, в котором жива человечность и чувство долга, должен сам призвать себя на службу делу человечности, делу спасения людей и человечества, делу человечной психологической практики. Это его долг перед людьми, перед самим собой, перед человечеством, перед историей. Он должен взять на себя всю ответственность за будущее людей.
Хватит словесные кружева из подлости, страха и лжи плести!
Долой эгоизм, бесчеловечность, дегенератизм!
Да здравствует гуманистическая психологическая революция!
К делу! К бою! К психологической борьбе!


Конкретно-практические методы человечной психологической помощи естественно объединяются в трёх направлениях работы и психологической борьбы.
1. Есть люди, самостоятельно идущие и пришедшие к человечности и человечной жизни. Поскольку они часто сталкиваются с бесчеловечностью, бесчеловечность нередко окружает их, подавляет и уничтожает их, то они жизненно нуждаются в защите от чужого эгоизма и бесчеловечности. Методы человечной психологической помощи таким людям – это методы психологической борьбы против внешнего, чужого эгоизма и бесчеловечности. Это методы борьбы с внешним психологическим врагом, предназначенные для человечных людей.
2. Есть люди, понимающие жизненную необходимость человечности и иногда проявляющие человечные стремления и действия, но погрязающие в болоте собственного и чужого, приятного для них эгоизма, в болоте низменных удовольствий и влечений. Таким людям (полулюдям – по терминологии Пифагора), необходимы средства и методы психологической борьбы не только против чужого эгоизма, но и против своего, личного эгоизма и своей бесчеловечности. Это методы становления человечности и человека и в то же время методы психологической борьбы с своим личным эгоизмом и бесчеловечным вырождением, методы борьбы с внутренним врагом.
Эти методы становления человечности реализуются в следующих этапах:
А. Этап первичной психологической помощи и психотерапии в учебно-тренировочных курсах гуманистической психологической помощи и немедицинской психотерапии.
На этом этапе осваиваются методы, построенные на фундаменте общепсихологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).Это методы становления и развития чуткости, действительного

понимания людей и действенной помощи людям, основанные на полном и самоотверженном переводе человеком всех моментов своей деятельности, всех моментов своей жизни, в деятельность другого, прежде всего близкого человека, а затем, по мере роста и усиления в человеке человечности, – в жизнь и деятельность и других несчастных и страдающих людей. - «Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому-либо конкретному несчастью каждого конкретного человека». (Ф,Э.Дзержинский). Выработав в себе желание и способность входить в жизнь, в жизненное положение других людей, в их трудности, проблемы, несчастья, горе, боль, взяв их в свою жизнь и душу, действительно сочувствуя и действительно помогая людям, человек получает возможность к освоению методов человечного (высшего психологического анализа и самонализа, методов самокритики с жизненных позиций других людей, - методов выработки СОВЕСТИ, ЧУВСТВА ДОЛГА, ЧЕСТНОСТИ И ЧЕСТИ), т.е. действительной, практической нравственности..

В. И жизнь, и опыт психологической практики показывает, что только одних этих методов недостаточно для человечной психологической помощи, для становления, развития и победы человечности в человеке. Если человек беспомощен против силы, произвола собственного эгоизма, если он не имеет тех человечных и нравственных сил, тех потребностей, желаний и стремлений, которые он мог бы противопоставить своему и чужому эгоизму, то, как бы мы его не убеждали, как бы он с нами в этом ни соглашался, - человечные, нравственные понятия и убеждения с лёгкостью будут смяты, извращены и поставлены себе на службу эгоизмом, - как только он возбуждается в человеке внешними или внутренними причинами и набирает силу. Есть горькая истина: «Если бы теоремы Эвклида так же противоречили человеческим желаниям и страстям, как правила этики, то люди так же упорно опровергали бы и геометрию» (Спиноза). Таких людей заведомо бесперспективно не только убеждать в необходимости и полезности человечной, нравственной, разумной жизни (они нередко и сами могут других убеждать в том же, в действительности преследуя совсем иные цели), но и бесперспективно обучать их методам человечной психологической помощи и психотерапии. Освоив их, они затем их не применяют в своей жизни и продолжают дегенерировать в эгоистичных удовольствиях, стремлениях и действиях. У них нет пока жизненной человечной, альтруистической и нравственной потребности, мотивации, человечных желаний и стремлений в жизни, переходящих в действительные дела и в жизнь. Но они, попадая, в силу своего и чужого эгоизма в тяжёлые жизненные ситуации, испытывая при этом душевные страдания, приходят за помощью к человечному психологу и готовы принять её. С согласия и по желанию таких пациентов человечная психологическая помощь даёт им первичные, начальные человечные стремления и желания, включая и исходные мотивы, силы борьбы со своим собственным эгоизмом, - в обход их эгоистических барьеров и эгоистических «убеждений», - их бесчеловечной софистики и резонёрства, которыми ограждается и защищается, которым атакует их эгоизм самого человека и других людей.
Этот этап человечной психологической практики и психотерапии – этап методов начального внушения, суггестии первичных человечных сил, - мотивов и потребностей, этап суггестивных методов человечной психологической помощи, которые включают в себя и немедицинскую суггестию, немедицинский гипноз. Повторяем, что эти методы применяются


только с согласия и по желанию пациента, пришедшего за помощью к психологу, - и не только из требований профессиональной этики. Начать становиться человечным, приняв самостоятельное и свободное решение стать человечным, человек может только сам, не по психологическому принуждению. В противном случае никакая суггестия и гипноз не дадут человеку своих, личных жизненных стремлений к человечности.

С. Суггестивные методы, методы внушения и гипноза ограничены в своём действии во времени. Человеку ничего невозможно внушить, пользуясь методами индивидуальной суггестии на долгое время и тем более, на всю жизнь. Невозможно и бессмысленно, противоестественно природе человека и человечности жить и поступать всю жизнь человечно под гипнозом. Это искусственная, несамостоятельная человечность, и, следовательно, не человечность вообще, а её искусственный суррогат, эрзац, фальшивка. Отсроченное внушение (внушение на длительный срок) при индивидуальном варианте суггестии может иметь силу в течение не более нескольких месяцев, - это доказано в специальных опытах по отсроченному внушению, причём этот срок действительный только для простейших внушений простых действий, а не внушения желаний и стремлений. Поэтому, как отмечалось выше, суггестивные методы человечной психологической помощи, могут использоваться, только как первичное, начальное и ограниченное во времени средство становления человечной мотивации и человечности. В дальнейшем человек может идти по пути человечности только самостоятельно и по своей ВОЛЕ. Воля – необходимая сторона человечности. Безвольный или слабовольный человек, даже имея сильные альтруистичные мотивы, беззащитен и против чужого, и против своего эгоизма. Человечность не может и не должна быть бессильной и безвольной, - ибо это уже не человечность, а эпизодическая «доброта по настроению». При других, эгоистических настроениях и состояниях, такие альтруисты, добряки, проявляют бесчеловечность иногда в крайней, смертельно опасной для других людей форме.
Поэтому суггестивные методы человечной мотивации должны с необходимостью внушать человеку (с его согласия и желания, разумеется), начальное стремление не только к бескорыстной помощи, не только альтруизм, но и желание и готовность к выработке воли и нравственности. «Воля – это деятельная сторона разума и нравственного чувства». (И.М.Сеченов). Поскольку «Человек разумный» - это человек человечный, и никакой иной, то воля, таким образом, - это деятельная жизненная, действующая и жизненная сторона человечности.
Четвёртая группа методов человечной психологической помощи, основа и возможность которой закладывается суггестией человечных устремлений – это методы морально-волевого становления человека, с помощью которых человек вырабатывает в себе силу воли, силу нравственности, высокий и сильный дух человечности.
Методы морально-волевой тренировки человека включают в себя методики и тренировочные упражнения индивидуальных тренировок, большая часть из которых проводится человеком самостоятельно, в качестве самоподготовки после их освоения на занятиях, постепенным усложнением и повышением силовой нагруженности тренировок, - последующие на основе предыдуших.
Коллективные методы морально-волевого становления человека являются главными и основными в этой группе методов, поскольку воля, как и

все остальные построенные на воле высшие психические функции и качества человека могут быть выработаны только в коллективной деятельности, - по психологическому закону интериоризации высших психических функций (Л.С.Выготский, А..Н.Леонтьев). Возможности коллективных методов морально-волевого становления человека преодолевают все препятствия, - как внешего, так и внутреннего эгоизма, - к становлению человечности в человеке, поскольку в жизни людей нет ничего сильнее их объединённой, коллективной силы. В любой коллективной деятельности присутствует внушение, суггестия, но в коллективах морально-волевых психологических тренировок человечности, долгосрочная коллективная, взаимно индуцирующая и многократно усиленная суггестия обеспечивает полный жизненный успех человечной психологической помощи людям и человечной психотерапии.

Изложенные выше методы человечной психологической помощи разработаны для их освоения и применения людьми, не имеющими профессионального психологического образования. Они легко осваиваются и применяются любым желающим самостоятельно, - как уже говорилось выше, человеком, человечным, человек может стать только сам.
Специалисты, уже имеющие профессиональную психологическую и психотерапевтическую подготовку, многое могут сделать для широкого распространения гуманистической психологической помощи и действительно реальной, жизненной помощи множеству остро нуждающихся в ней людей.
Общественное объединение «Социально-психологическая помощь» («Бескорыстная взаимопомощь») предлагает всем нуждающимся в человечной психологической помощи и психотерапии, всем желающим научиться оказывать эту помощь людям, всем стремящимся к торжеству и победе человечности, пройти курсы гуманистической психологической подготовки на базе объединения.

Электронный адрес объединения: cccp1917@mtu-net . ru Телефон в Москве: 906-72-87 (автоответчик круглосуточно).

[%sig%]

Настройки: ОтветитьЦитировать
БУДУ ПЛАКАТЬ!
Написано: Ptichka ()
Дата: December 06, 2002 04:35PM

Я тоже хочу в МГУ учиться! а учусь в Гуу

Настройки: ОтветитьЦитировать
Не плачь smiling smiley
Написано: anasteziya ()
Дата: January 04, 2003 03:31PM

Я тоже училась в ГУУ, отучилась и поступила на второе высшее в МГУ.
Теперь довольна и счастлива smiling smiley

Настройки: ОтветитьЦитировать


© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2008. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
Rambler top 100 Яндекс цитирования Обновления сайта в формате rss