Коллажирование как арт-технология: возможности и сферы применения. Новосёлова Лидия, Невелева Екатерина

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране: основана Арт-терапевтическая ассоциация, создаются программы обучения арт-терапевтическим методикам и арт-технологиям, которые могут находить свое применение не только в рамках терапевтического воздействия, но и при решении диагностических, коррекционных, психопрофилактических задач. Также в настоящее время все чаще арт-технологии используются и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.

Одной из разновидностей арт-технологий является техника коллажирования, которая состоит в прикреплении (приклеивании) к какой-либо основе разнообразных материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Значительно расширить возможности техники коллажирования может ее интеграция с другими арт-технологиями. Примером может служить включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Коллажирование как арт-технология обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач.

На основе данной техники нами были разработаны 2 методики, реализованные в рамках образовательного процесса института психологии РГППУ.

Целью первой методики является знакомство студентов-психологов со стратегиями социального взаимодействия и повышение их коммуникативной компетентности. В ходе работы они получают возможность осознать особенности своего индивидуального стиля взаимодействия с окружающими людьми, что является значимым для эффективного осуществления ими будущей профессиональной деятельности. Особенностью данной методики является то, что создание коллажей происходит в групповой форме, что позволяет включить участников в совместную деятельность и проследить особенности их социального взаимодействия.

В ходе занятия участники создают индивидуальные коллажи, дополняя работы друг друга (каждый участник передает свой начатый коллаж соседу, сидящему слева от него, затем, после дополнения снова передает его дальше по кругу). После того как коллажи проходят полный круг, и участники получают свои работы, дополненные всеми членами группы, тренер помогает студентам проанализировать свои работы и осознать преимущества и проблемы, возникающие при использовании различных стратегий социального взаимодействия.

При проведении анализа коллажей в данной методике следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента и т.д., в зависимости от чего делается вывод о присущих участникам стратегиях социального взаимодействия:

коллаж

Рис. 1. Коллаж студентки 2 курса, дополненный другими участниками.

Комментарии участницы занятия после получения коллажа: «Вырезанные мной картинки я расположила в центре, наклеив на сердце из цветов изображения маленького ребенка. Когда я сама наклеивала картинки, то прежде всего, пыталась дополнить композицию, но располагала их по краям, не наклеивала поверх чужих изображений. После получения мной уже готового коллажа я была довольна тем, что основная идея была поддержана другими участниками, картинки расположенные по краям как бы составляют общую историю краям, но я была несколько смущена и удивлена, что поверх моих картинок были вырезки других участников, что надпись в центре не соответствует идее. Но в целом, мне моя работа и работы других участников понравились, было интересно»

Данная методика зарекомендовала себя как достаточно эффективная. По отзывам участников, занятия позволили им расширить их понимание межличностных отношений, осознать некоторые особенности их взаимодействия с другими людьми, возникающие у них при этом трудности (разногласия и конфликты в процессе выполнения совместной деятельности). Также, занятия помогли им получить новые знания об особенностях социального взаимодействия, то есть повысить уровень их коммуникативных знаний. Дальнейшая разработка данной методики, уточнение интерпетационной схемы позволит использование методики в качестве проективного психодиагностического инструмента.

Вторая методика применялась с целью диагностики и развития профессионального самосознания студентов психологов первого и третьего курсов и позволяла оценить степень осознания учащимися принадлежности к своей профессии и углубить их знания о требованиях, предъявляемых личности психолога его специальностью.

Данное занятие включало в себя 2 упражнения. В начале участникам в качестве разминки предлагалось выбрать и вырезать картинку из журнала, которая могла бы представить их как студентов-психологов, обладающих определенными ПВК, выразить их отношение к психологии. Далее студенты объединялись в группы и коллективно работали над созданием коллажей на тему «Моя специальность». Затем каждая группа презентовала свой коллаж, объясняя его основную идею и значение отдельных элементов.

коллаж2

Рис. 2. Работа студентов 3 курса «Две стороны жизни».

Комментарии участников: «У психолога два лица: психолог дома и на работе. Это всегда разный, но целостный человек. Мы показали разные стороны деятельности психолога: изучение эмоций, взаимоотношения полов, работа с душой, забота о семье и друзьях».

В процессе группового обсуждения подводились итоги о том, какие стороны деятельности психолога были затронуты в работах, каким качествам личности психолога было уделено большее внимание, какие трудности возникали у участников в процессе определения содержания коллажа и его изготовления.

коллаж3

Рис. 3. Коллаж «Лицо психологии».

Комментарии участников: «Психология — это олицетворенная, «очеловеченная» наука. Психология – женщина с огромным сердцем и неординарным умом. Она — очень современная, яркая, разносторонняя, успешная. Сзади паутиной переплетены сферы применения и реализации психологии, ее методы и принципы»

В процессе выполнения коллажей студенты получали возможность осознать специфику своей специальности и степень своего соответствия профессиональным эталонам.

Таким образом, арт-технология коллажирования является эффективным экологичным методом работы с личностью и группой, и может применяться в различных направлениях деятельности психолога, как в терапии и диагностике, так и в сфере преподавания психологии, сопровождения профессионального становления студентов-психологов и других областях.

Литература:

1. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Изд-во «Речь», 2002. – 224 с.
2. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
4. Практикум по арт-терапии /под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.


URL документа: http://flogiston.ru/articles/therapy/art_terap