Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных ученых. Алена Прихидько

По материалам дипломной работы А.И. Прихидько «Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных ученых» (МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, 2001).

Введение

Современное состояние России большинством исследователей (как отечественных, так и зарубежных) оценивается как глубокий кризис [Иноземцев, 2000]. "Кризис, в котором сегодня находится Россия, является гораздо более тяжелым, чем обычный финансовый кризис или традиционная промышленная депрессия… страна сползает на позиции даже не «третьего», а «четвертого мира»… [там же, с. 275].

Социально-экономический кризис с неизбежностью приводит к социально-психологическому кризису в нашей стране: люди оказываются перед необходимостью выживания в сложнейших условиях социальной нестабильности. Кардинальное ухудшение материального положения сопровождается снижением уровня жизни, ухудшением физического и психического здоровья, разрушением веры в себя как в человека, имеющего право на жизнь в этом мире.

Кризис в той или иной степени затронул все профессиональные группы, к которым принадлежат жители России. К их числу относятся и отечественные ученые. В то время как во всем мире наука является основным источником прогресса и опосредует экономическую эволюцию, в России можно констатировать некоторое пренебрежение к развитию этой сферы человеческой деятельности [Юревич, 2001]. Неудивительно, что нынешнее состояние отечественной науки «обычно характеризуется как тяжелый кризис, а то и „кома“, а происходящее с ней с начала реформ — как ее разрушение» [там же, с.3]. Российские ученые оказываются в ситуации, требующей от них умения совладать с трудностями, вызванными кризисом.

Нас в контексте данной работы интересует то, каковы основные проблемы, возникающие у российских ученых в связи с кризисным состоянием науки; какие стратегии преодоления возникающих трудностей используются ими.

Однако выбор определенного способа поведения в трудной жизненной ситуации обычно опосредован рядом когнитивных факторов [Lazarus, 1966; Бодров, 1996]. Представляется, что стратегии совладания с трудностями, возникающими в профессиональной и личной жизни ученых, связаны с образами науки, конструируемыми ими.

Таким образом, предметом нашего исследования стала взаимосвязь между субъективными образами науки и стратегиями совладающего поведения у современных ученых. В качестве объекта исследования были выбраны ученые, являющиеся представителями различных областей научного знания.

Научная значимость исследования обусловлена обогащением знания о специфике совладающего поведения в условиях радикальных социальных преобразований. Практическая значимость проблемы состоит в выявлении наиболее конструктивных стратегий совладания с трудностями, возникающими в жизни российских ученых.


URL документа: http://flogiston.ru/articles/social/science_coping1