К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. Е. П. Белинская

Очевидная актуализация исследовательского интереса специалистов самых   разных дисциплинарных принадлежностей к проблематике виртуальной   реальности обусловлена, как представляется, прежде всего   характеристиками той социокультурной ситуации, в которой эти   исследования разворачиваются. А именно — «созвучностью» самой   феноменологии виртуальной реальности тому соционормативному канону   человека и мира, который утверждается эпохой постмодерна.

Представляется, что определенное соответствие базовых особенностей   виртуальной реальности этосу разворачивающегося проекта постмодерна   может быть раскрыто по следующим пунктам:

  1. анонимность коммуникации в виртуальности (Интернет никому не   принадлежит и не контролируется, следовательно — не управляется; не   случайно основа всех социальных конфликтов вокруг Интернета -   неподконтрольность и уход от надзора социальных институтов)   соответствует общему кризису рационализма сегодня, утверждению   иррациональности социального бытия, утрате социальной реальностью   своей определенности и устойчивости;
  2. построенное по принципу гипертекста виртуальное пространство,   возможность «игры» с ролями и построением множественного «Я» в   Интернете во многом напоминает реальность постмодерна как   принципиально множественной, следовательно, требующей от человека   постоянных переключений на различные социальные ситуации;
  3. единственная реальность личности в виртуальности суть реальность   самопрезентации, в это же время многие исследователи культуры   постмодерна отмечают, что сегодня «Я» как регулирующая и   смыслообразующая структура становится избыточным; социально   необходима становится лишь инсценировка своей индивидуальности, в   результате личность проявляет себя лишь через «фасад» Я, т.е. через   самопрезентации;
  4. виртуальное пространство предлагает человеку максимум возможностей   для любого рода конструирования (как СМИ — в конструировании   новостей, как средство коммуникации — в конструировании адресата   сообщения, как сообщество — в конструировании норм взаимодействия и   пр.) В реальности постмодернистское состояние неопределенности   вызывает к жизни креативного субъекта; в силу потери социальных   ориентиров возрастает необходимость конструирования социальных   отношений и собственной идентичности.
Одним из ярких проявлений возможностей социального конструирования в   виртуальном пространстве является факт возникновения и активного   развития в настоящее время различных сетевых сообществ. Они являются   предметом научной рефлексии специалистов самой разной дисциплинарной   принадлежности, однако и психологических и социально-психологических   исследований в этой области проводится крайне мало: с одной стороны,   в силу новизны самого объекта исследования, с другой — по причине   понятных ограничений использования традиционного методического   инструментария в ситуации его «переноса» в виртуальное пространство.   Задав в качестве основного предмета исследования анализ процессов   групповой динамики сетевого сообщества, нам показалось интересным на   первом этапе исследования сделать это через анализ основного продукта   деятельности сетевого сообщества, а именно — через исследование   текстов методом контент-анализа. При выделении категорий   контент-анализа мы исходили из тех основных «линий напряжения»,   которые можно выделить в современных исследованиях сетевых сообществ.   А именно:
  1. с одной стороны, факт спонтанного возникновения сетевых сообществ   и их способность к постоянному воспроизводству, реконструированию   себя — с другой, необходимость предпринимать специальные усилия для   их создания и структурированию деятельности («самостоятельное   воспроизводство — организованное производство»);
  2. с одной стороны, постулируются их самые широкие возможности — с   другой, сложности, связанные с малой реальной востребованностью   сегодня («потенциальность — актуальность»);
  3. с одной стороны, утверждается, что сетевые сообщества имеют все   атрибуты социальной организации (цели, нормы, иерархию статусов) — с   другой, утверждается их открытость, «отсутствие границ», «свобода»  («целостность — размытость»).
Нам показалось интересным также посмотреть, как отражаются в текстах   характеристики атрибутивного стиля участников сетевого сообщества.

Итак, основными категориями контент-анализа были выбраны оппозиции:   потенциальность — актуальность, целостность — размытость,   самостоятельное воспроизводство — организованное производство.   Атрибутивные суждения анализировались традиционно, как   внешние/внутренние, стабильные/нестабильные, глобальные/конкретные. В   качестве объекта исследования были выбран текстовый массив,   принадлежащий сетевому сообществу «Российское информационное   общество» (www.isn.ru) и созданный за все время его существования (6   месяцев на момент исследования). Тексты разных участников   рассматривались как единый текстовый массив. Общий объем — 885 Кбт.

В качестве подкатегорий использовались следующие: потенциальность -   планы, возможности реализации в будущем, описание ресурсов;   актуальность — апелляция к настоящему времени, пересказ опыта,   результаты проведенных исследований; целостность — описание   топологических признаков (количество участников, время существования,   символы границ и пространства), описание структурных признаков   (нормы, роли, иерархия, правила коммуникации), описание динамических   признаков (содержание деятельности, цели и средства деятельности,   функциональные соответствия участников); размытость — отсутствие   признаков целостности; самостоятельное воспроизводство — указания на   спонтанность, способность к реконструированию; организованное   производство — указания на моделированное воздействие,   организационные усилия.

Не имея возможности детального освещения полученных результатов,   отметим лишь общие тенденции. С точки зрения частотности:

  1. характеристики «потенциальности — актуальности» соотносились как   3:1, т.е. налицо ориентация на будущее в ущерб анализу настоящего;
  2. характеристики «целостности — размытости» соотносились как 2:1,   т.е. несмотря на  идеологему «открытости», реальное сетевое сообщество   ориентировано на аспекты целостности (в основном — структурной);
  3. характеристики «самостоятельного воспроизводства — организованного   производства» соотносились как 1:3, т.е. несмотря на идеологему   «спонтанности», реальное сетевое сообщество ориентировано на анализ   организованных усилий по поддержанию своей структуры и деятельности.
С точки зрения доминирующего атрибутивного стиля причины сегодняшних трудностей в жизни сетевых сообществ видятся самими участниками как внешние, нестабильные и глобальные, а причины возможных успехов — как внутренние, стабильные и конкретные. Представляется, что подобные особенности текстов отражают определенный этап в развитии сетевого сообщества, а именно жесткую фиксацию на этапе сепарации-индивидуализации, о чем свидетельствуют декларация ценностей свободы и спонтанности, попытки контроля объекта (как возможность контроля виртуальной среды на социальной), тревога отделения (как актуализация внимания к структурным характеристикам целостности).
URL документа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/virtgroups