Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет - зависимостью. Юлия Кленова
Цель исследования выявление связи между интроверсией, коммуникативной установкой и тенденцией к Интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: интроверсия и коммуникативная установка личности связана со склонностью к Интернет-зависимости.
Объект исследования: 31 пользователь сети Интернет, из них 58,1% (18 человек) мужчины, 41,9% (13 человек) женщины. Средний возраст составил 26,2 года. Минимальный возраст испытуемых 19 лет, максимальный 42 года. 32,2% (10 человек) и 51,6% (16 человек) имеют неоконченное и полное высшее образование соответственно, и 16,1% (5 человек) имеют средне специальное образование. Средний стаж использования Интернета 31,8 месяца, максимальный 60 месяцев, минимальный 9 месяцев. 16,1% (5 человек) женаты/замужем. 22,6% испытуемых являются специалистами по компьютерным сетям. В целом, социально-демографические показатели испытуемых экспериментальной группы сопоставимы с аналогичными исследованиями, что свидетельствует о репрезентативности выборки.
Методики исследования 1) Для выявления Интернет-зависимости была использована шкала Интернет-зависимости из опросника «Поведение в Интернете» А. Жичкиной. Методика была разработана, апробирована и стандартизирована учеными кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ в 1999 году. Шкала Интернет-зависимости включает 7 утверждений, испытуемый должен выбрать тот вариант ответа, который лучше всего подходит для описания поведения испытуемого в Интернете.
2) Для исследования интроверсии экстраверсии у пользователей сети Интернет был использован личностный тест опросник Г. Айзенка EPI, адаптированный А. Г. Шмелевым, стандартизированный для тестирования в Интернете Д. Сатиным и В. Ромеком (80;133), [89, 90]. Включает в себя 57 утверждений, с которыми испытуемым нужно согласиться или не согласиться. Методика содержит 3 шкалы: искренность, интроверсия-экстраверсия, нейротизм. Для нашего исследования целесообразно использование показателей по шкале интроверсия экстраверсия.
3) Для диагностики уровня коммуникативной установки испытуемых была выбрана методика диагностики коммуникативной установки В. Бойко. Методика выявляет признаки негативной установки, такие как: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; брюзжание; негативный личный опыт общения с окружающими. В рамках нашего исследования был использован показатель общего среднего бала, свидетельствующий о коммуникативной установке в целом.
Процедура исследования.
Наше исследование проводилось посредством Интернета. Анонс исследования проводился через форум калининградского чата www.chat.kaliningrad.ru ( http://www.chat.kaliningrad.ru ); через форум чата www.besedka.ru ( http://www.besedka.ru ); через Интернет-пейджер ICQ; через рассылку писем по электронной почте e-mail. Испытуемым, согласившимся участвовать в исследовании, высылался по электронной почте пакет анкет, оформленных в программе Excel, с сопроводительной инструкцией.
Результаты исследования
Показатели по шкале «Интернет-зависимость» выявили следующие группы испытуемых, пользователей сети Интернет: 6,4% (2 чел) абсолютные неаддикты, 41,9% (13 чел.) не склонны к аддикции, 48,4%(15 чел.) склонны к аддикции, 3,2% (1 чел.) аддикты.
Показатели по шкале «интроверсия экстраверсия» вывили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) интроверты, 41,9% (13 чел.) потенциальные интроверты, 25,8% (8 чел.) амбвивалетнность интроверсии-экстраверсии, 6,4% (2 чел.) потенциальные экстраверты, 3,2% (1 чел.) экстраверты.
Показатели общего среднего балла коммуникативной установки выявили следующие группы испытуемых: 22,6% (7 чел.) отсутствует негативная коммуникативная установка, 77,4% (24 чел.) присутствует выраженная коммуникативная установка.
Итак, сводные показатели по шкалам Интернет зависимости, интроверсии экстраверсии и коммуникативной установки указывают на их выраженность. Т. е., мы наблюдаем у испытуемых экспериментальной группы тенденцию к Интернет-зависимости, потенциальную интроверсию и негативную коммуникативную установку.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы, для выявления взаимосвязи между Интернет-зависимостью и экстраверсией интроверсией и интернет-зависимостью и коммуникативной установкой воспользуемся методом ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту и направление связи между исследуемыми признаками.
Было показано, что корреляция между Интернет-зависимостью и интроверсией экстраверсией сильная и высокозначимая (r=0,88). Корреляция между Интернет-зависимостью и коммуникативной установкой также сильная и высокозначимая (r=0,95).
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о связи интроверсии и коммуникативной установки с особенностями коммуникации в Интернете подтвердилась. А именно, особенности протекания коммуникативных процессов в сети Интернет, продуктом которых является Интернет зависимость, а в рамках нашего исследования склонность к Интернет зависимости, связаны с индивидуально психологическими особенностями пользователей: интроверсией и негативной коммуникативной установкой.
URL документа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/ia_klenova