Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования. Юрий Тукачёв


Тукачев Ю.А. Профессиональный опыт специалиста как предмет психологического исследования//Материалы XI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2004». Т.3. Психология. Социология. Юридические науки. М.: Изд-во МГУ, 2004. с.174 — 175


Тенденции развития психологии труда как научной отрасли обуславливает необходимость обращения к вопросу о соотнесении традиционной проблематики научных исследований с новыми задачами, которые ставит перед психологией жизнь (О.Г. Носкова). Отмечается, что определенные социально-экономические условия способствуют росту актуальности исследования проблем развития человека как субъекта труда (например, проектирование профессиональной карьеры, преодоление кризисов профессионального становления, психологическая помощь безработным гражданам, профессиональная переориентация взрослых, профилактика профессиональных деформаций, организация профессионального обучения, внутрифирменной подготовки кадров и повышения квалификации специалистов).

Профессиональный опыт специалиста на рынке труда и в организации становится актуальной областью исследования в проблемном поле психологии профессионализации взрослого человека (Ф.С. Исмагилова). К психологическому анализу профессионального опыта обращаются при решении разнообразных задач: профессиональный подбор кадров, психологическая помощь безработным гражданам, определение содержания, форм и методов профессиональной подготовки и повышения квалификации взрослых, проектирование профессионального пути специалиста в организации, реализация программ по профессиональной адаптации работников с разным стажем работы и т.д. Исследования профессионального опыта также приобретают значимость в связи с пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий (появлением новых профессий наряду с дифференциацией и интеграцией одних и «отмиранием» других). Более того, важнейшие профессиографические сведения о профессиях имеют тенденцию к быстрому моральному старению. Социальный и научно-технический прогресс, изменение технологий производства, а также расширение спектра требований к специалисту на рынке труда обуславливают быстрое устаревание профессионального опыта специалиста еще до завершения профессиональной жизни (выхода на пенсию).

Следует также остановиться на рассмотрении теоретических предпосылок исследования профессионального опыта: во-первых, это развитие всего комплекса наук о человеке, реализация системного и комплексного подходов в психологии (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев); во-вторых, исследования зарубежных и отечественных ученых по проблемам психологии профессионального развития (Б.Г. Ананьев, В.А. Бодров, Н.С. Глуханюк, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагилова, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, А.Р. Фонарев, В.Д. Шадриков, В.М. Шепель и др.), по проблемам становления личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский); в-третьих, рассмотрение профессионального развития в единстве с личностным (Л.М. Митина). Анализ исследований профессионального опыта позволяет сделать вывод о том, что ученые по-разному понимают этот сложный психологический феномен и рассматривают его как совокупность знаний, умений и навыков (К.К. Платонов), как распределенную в сознании человека его деятельность (А. Турчинов), как сложную систему, включающую в себя способы, приемы и правила решения трудовых задач (Ю.К. Стрелков), как совокупность событий или «техник жизни» человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях (Л.И. Анцыферова), как упорядоченные в сознании образы пережитых событий (А.А. Кроник, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова), как результирующую психических процессов, в которой закреплены все профессиональные знания, умения, навыки, способы и технологии деятельности, с которыми сталкивается за свою жизнь человек (Э.Ф. Зеер) и т.д. Важно также то, что внимание исследователей в большей степени акцентировалось на проблеме освоения опыта развивающейся личностью, в меньшей степени на проблеме формирования опыта в зрелом возрасте, а вопрос о научении опыту фактически не ставился.

В заключении хотелось бы отметить, что профессиональный опыт как предмет психологического исследования может выступать в трех аспектах:
1.) при решении практических, прикладных задач психологии и акмеологии;
2.) при изучении феноменологии опыта (опыт имеет свои психологические особенности и структуру);
3.) при рассмотрении опыта в динамике, изучение проблемы формирования опыта, научения опыту и его передачи.

Наряду с этим существует также проблема разработки эффективных методов психологической оценки профессионального опыта специалиста. При этом широкие возможности для оценки опыта открывают методы экспериментальной психосемантики.
Таким образом, одним интересных направлений научных поисков составляющих мастерства, профессионализма человека является изучение проблемы профессионального опыта (изучение механизмов формирования опыта, раскрытие его составляющих и их взаимосвязи, разработки научного инструментария психологического анализа и т.п.).
URL документа: http://flogiston.ru/articles/labour/profexp