- выявлено, что профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным;
получены устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);
выявлено, что отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе;
выявлено, что уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе;
выявлено, что успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.
Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее зачение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентаци молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориетируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток. На вопрос «Как бы Вы хотели жить?» половина опрошенных (50,1%) выбрали суждения, характеризующие образ жизни делового, экономически активного, предприимчивого человека, т.е. стратегию жизненного успеха. 37,1% опрошенных предпочли суждения, характеризующие стратегию жизненного благополучия, которая наиболее распространена в традиционных и кризисных обществах. По всей выборке только десятая часть опрошенных (9,6%) выбрали вариант «Я бы хотел, чтобы моя жизнь была творческой и гармоничной, я хочу самосовершенствоваться, создавать что-то новое, развивать свои силы», т.е. стратегию жизненной самореализации. По нашему мнению, эти данные позволяют предположить, что через 5-7 лет в жизнь войдут те, кто может и хочет реально и эффективно изменять экономическое положение, кто будет действовать, реализуя свое право на выбор и принимая ответственность за него.
Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии. На наш взгляд представляется целесообразным провести исследование системы ценностно-смысловых ориентаций как фактора осознанности выбора. Целью данного исследования будет выявление особенностей и закономерностей влияния ценностно-смысловых ориентаций в ситуации жизненно-важного выбора. В задачи исследования необходимо внести изучение процесса принятия решения в ситуации выбора и изучение ценностных ориентаций и личностных смыслов в условиях принятия решения в различных ситуациях выбора. Объектом такого исследования является ценностно-смысловая сфера личности, предметом жизненно-важный выбор (на примере выбора профессии, учебного заведения, профиля обучения). Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что ценностные ориентации являются основным, определяющим фактором в ситуации выбора.
Литература: