Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения. Н.Р. Хакимова

      Личностное самоопределение как психологическое явление возникает на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста (1,2). Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем:
  1. потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  2. самоопределение ориентировано в будущее;
  3. личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.
      Л.И. Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой — как неконкретные поиски смысла своего существования.
Потребность в поисковой активности, в самоопределении, в простраивании жизненных перспектив является важной социальной потребностью юношеского возраста. В то же время известно, что психологичекое содержание и физиологические особенности подросткового периода предрасполагают к риску возникновения психической дезадаптации, особенно при высоких учебных нагрузках. Исходя из этого, нами было проведено исследование особенностей адаптации учащихся общеобразовательной школы к профильному обучению. По результатам данного исследования:
- выявлено, что профильное обучение делает процесс профессионального самоопределения более интенсивным;
— получены устойчивые связи между негативными ожиданиями от деятельности («думаю, что профильное обучение ничего мне не даст») и переживанием социального стресса, страхом ситуации проверки знаний, проблемами и страхами в отношениях с учителями, отрицанием деятельности в будущем («выберу профессию, не связанную с профилем обучения»);
— выявлено, что отрицание правильности выбора профиля обучения ведет к отрицанию деятельности в будущем и трудностям при обучении в профильном классе;
— выявлено, что уверенность в правильности выбора профиля обучения, позитивные ожидания от деятельности и намерения в будущем выбрать профессию, соответствующую профилю обучения, связаны с более успешным обучением в профильном классе;
— выявлено, что успешность адаптации взаимосвязана с характером профессиональных намерений: успешнее адаптируются те учащиеся, у которых профиль обучения совпадает с профессиональными намерениями, менее успешно протекает адаптация у тех учащихся, у которых нет намерений в будущем заниматься деятельностью, связанной с профилем обучения.

      Таким образом, осмысленный, осознанный выбор профиля обучения способствует более благоприятному течению процесса адаптации к профильному обучению, так как смысловое будущее играет важную роль в личностном самоопределении. В свою очередь, позитивно ориентированное саморазвитие наполняет будущее смыслом, структурирует его и по определению делает человека субъектом собственного становления. В тех же случаях, когда саморазвитие по каким-либо причинам не осуществляется или искажается, будущее воспринимается как бессмысленное, неструктурированное и человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил. Успешность самоопределения во многом определяется присвоением и осмыслением социально-выработанных ценностей.

      Так как ценностно-мотивационная система является, по мнению многих авторов, ядром личности, вопрос о ценностных ориентациях молодежи приобретает все большее зачение. Проведенное Кемеровским областным центром профессиональной ориентаци молодежи и психологической поддержки населения социологическое исследование показало, что при выборе профессии учащиеся ориетируются в основном на возможность заниматься любимым делом и обеспечивать материальный достаток. На вопрос «Как бы Вы хотели жить?» половина опрошенных (50,1%) выбрали суждения, характеризующие образ жизни делового, экономически активного, предприимчивого человека, т.е. стратегию жизненного успеха. 37,1% опрошенных предпочли суждения, характеризующие стратегию жизненного благополучия, которая наиболее распространена в традиционных и кризисных обществах. По всей выборке только десятая часть опрошенных (9,6%) выбрали вариант «Я бы хотел, чтобы моя жизнь была творческой и гармоничной, я хочу самосовершенствоваться, создавать что-то новое, развивать свои силы», т.е. стратегию жизненной самореализации. По нашему мнению, эти данные позволяют предположить, что через 5-7 лет в жизнь войдут те, кто может и хочет реально и эффективно изменять экономическое положение, кто будет действовать, реализуя свое право на выбор и принимая ответственность за него.

      Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии. На наш взгляд представляется целесообразным провести исследование системы ценностно-смысловых ориентаций как фактора осознанности выбора. Целью данного исследования будет выявление особенностей и закономерностей влияния ценностно-смысловых ориентаций в ситуации жизненно-важного выбора. В задачи исследования необходимо внести изучение процесса принятия решения в ситуации выбора и изучение ценностных ориентаций и личностных смыслов в условиях принятия решения в различных ситуациях выбора. Объектом такого исследования является ценностно-смысловая сфера личности, предметом — жизненно-важный выбор (на примере выбора профессии, учебного заведения, профиля обучения). Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что ценностные ориентации являются основным, определяющим фактором в ситуации выбора.

Литература:


1. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психол. 1988. N 2.
2. Гинзбург М.Р. «Психологическое содержание личностного самоопределения» // Вопр. психол. 1994. N 3.
URL документа: http://flogiston.ru/articles/labour/hakimova